I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Перескажите сказку от лица Ивана.
– Придумайте свою сказку про рыбу-кит
|
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают сказку от лица Ивана.
– Жила была рыба-кит. Она считала себя самой главной, потому что была огромной. Она ничего не делала, лежала и давала указы меньшим сородичам: «Принесите мне то, принесите мне это! Почешите мне спинку! Несите кушать!» Все ее боялись, потому, что она всем угрожала, что проглотит. Маленькие рыбки целыми днями исполняли прихоти огромной рыбы.
Однажды, после сытного обеда, она заметила морского ежа, который тащил себе ракушку на обед. Она стала кричать:
– Неси-ка мне ракушку, или я тебя съем! Я здесь хозяйка! Я повелительница моря! Но рыба-еж раздулась, и поплыла дальше. рыба-кит разгневалась,
и решила проучить, проглотив ее, и поранила себе рот, потому, что рыба-еж была с острыми иголками. И с тех пор рыба-кит молчит и не может давать
указания!
|
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
III. Анализ стихотворения «Унылая пора! Очей очаро-ванье!»
|
На слайдах меняются картины осени и звучит стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..» на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» (учитель в записи читает).
– Согласитесь, красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств. Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?
– Как называется произведение, в котором автор передает настроение, состояние души?
– Какова основная задача лирического произведения?
– Какие чувства передает автор? Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, то есть что он любит.
– Прочитайте про себя одно предложение,
состоящее из шести строк с интонацией перечисления.
– Почему, восхищаясь природой, поэт в то же время грустит?
– Что автор больше всего любит в осени?
– Что вы понимаете под словом «увяданье»?
– Но, соединив это слово со словом «пышное», автор получает совершенно другой образ. Что значит «пышное»?
– Автор сам объясняет, что такое «пышное увядание». Найдите и прочитайте эти строки.
Проводит словарно-лексическую работу.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? Выясните значение слова «багрец» в толковом словаре русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.
– Слово «багрец» имеет два значения. Какое значение А. С. Пушкин берет для своего стихотворения?
– Какое устаревшее слово вы встретили в стихотворении?
– Объясните значение слова «очи». Это еще одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению?
– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения:
Унылая пора! Очей очарованье!..
– Автор использует все тот же прием, слово «унылая» рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание «Очей очарованье!» придает совершенно иное значение и иную интонацию.
– Прочитайте выразительно только первую строчку, выбирая правильную интонацию.
– Давайте рассмотрим картины русских художников, восхищавшихся осенью так же, как и Пушкин. Посмотрите, на странице 69 вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.
– Почему А. С. Пушкин называет осень «унылой порой»?
– А почему же это все-таки и пора «очей очарованье»?
– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днем меняющиеся картины.
– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она, прощальная краса. Еще несколько дней, и мы уже не увидим такого буйства красок.
– Вот еще одно словосочетание – «прощальная краса».
– Что интересного вы заметили?
– Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный прием под названием ОКСЮМОРОН, то есть сочетание несочетаемого.
– Прочитаем стихотворение еще раз про себя и представим картину, которую создает автор
|
Читают стихотворение. Отвечают на вопросы
учителя.
– В данном стихотворении преобладает настроение.
– Это лирическое произведение.
– Основная задача лирического произведения – передать чувства.
– Нам пришлось прочитать все стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом – люблю. А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом и, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.
Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Все предложение (однородные члены даются
через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.
– Автор передает чувство восхищения и грусти одновременно, так как осень уходит.
– Автор пишет, что любит ветра шум, и свежее дыхание, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы, но больше всего поэт любит «пышное природы увяданье».
– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым.
– Пышное – красивое, яркое, торжественное.
Ученики читают 4–8 строки:
…В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Читают словарную статью из толкового словаря:
Багрец – 1) Красная краска темного оттенка, багровая. 2) Драгоценная багровая ткань, пурпур.
– Пушкин использует первое значение слова – красная краска темного оттенка, багровая.
– Очи, око – глаз.
– Устаревшие слова придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.
Читают 2–3 ученика.
– Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.
– Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа все разукрасила цветным ковром.
– Слова не сочетаются.
Оксюморон – художественный прием; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. (Например: горячий снег, скупой рыцарь, пышное увядание, унылая пора, очей очарованье, убогая роскошь.)
|
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
|
IV. Анализ стихотворения «Няне»
|
Чтение стихотворения учителем. Проверка первичного восприятия стихотворения.
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
– От чьего имени ведется рассказ?
– Какое настроение у рассказчика?
– На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? Какие?
– Прочитайте первую строфу.
– Что такое «кровля»? Что значит слово «обветшалая»?
– Как мы понимаем, что был вечер? Что такое мгла?
– Какая погода была в тот вечер? С чем сравнивает поэт завывание ветра? Какой прием использует автор?
– Прочитайте вторую строфу. Что такое
«лачужка»?
– Как выглядит комната? Может ли комната быть печальной? Как называется такой прием?
– К кому обращается автор? Как он ее называет? Что беспокоит поэта? О чем он просит няню? В каких словах это выражено? Подчеркните эти слова, чтобы выделить при чтении.
– Прочитайте третью строфу. Что поэт просит няню спеть?
– Как вы думаете, для чего автор использует слова из песен?
– Прочитайте четвертую строфу. Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?
– Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал?
– Каким тоном будем читать стихотворение?
– Прочитайте четвертую строфу. Что заметили?
– Как будете читать произведение А. Пушкина?
|
Самостоятельное чтение стихотворения уча-
щимися.
Отвечают на вопросы учителя.
– Стихотворение можно разделить на две части.
– Описание погоды и беседа с няней.
– Поэт не только употребляет эти сравнения. Он использует прием, который в литературе называется аллитерация или звукопись, то есть сочетание в словах таких звуков, которые передают определенный звук.
За, зв – завывание ветра.
Бу, ою, ое – вой вьюги.
Ш – шуршание соломы.
П, т, д, к – стук.
– Лачужка (лачуга) – небольшая плохая изба,
хижина.
– Прием называется олицетворением.
– Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек. Это выражено в словах «мой друг», «моя старушка», «добрая подружка».
– Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне спеть песню и забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.
– Это шуточные народные песни, которые слышал Пушкин от Арины Родионовны: «За морем синица не пышно жила, не пышно жила, пиво варивала», «По улице мостовой, по широкой столбовой, шла девица за водой, за ней парень молодой».
– Песня делает жизнь веселей, и ритм стихотворения становится напевным, как песня.
– В четвертой строфе повторяются строчки.
– Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства.
– Стихотворение будем читать спокойно, напевно, с чувством грусти
|
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
V. Анализ стихотворения «Туча»
|
Читает стихотворение. Проводит беседу по содержанию произведения, словарно-лексическую работу.
– Объясните значения новых слов.
– Какое настроение вы испытали?
– Чем интересно построение данного стихотворения?
– Не случайно стихотворение так построено. Первое четверостишие повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба.
Второе четверостишие – кульминация стихотворения. Воспоминания о грозе вдохновляют поэта, он яркими, сочными красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.
Третье четверостишие наполнено умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.
В лирической миниатюре А. С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов: «рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день».
Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?
– Давайте проведем небольшой эксперимент: из первого четверостишия удалим лишь эпитеты. Что получится?
Последняя туча … бури!
Одна ты несешься по небу,
Одна ты наводишь … тень,
Одна ты печалишь … день.
– Разве это стихотворение? Нет, конечно
|
Читают стихотворение. Отвечают на вопросы
учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Объясняют значения слов:
Лазурь – яркая, чистая синева. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве».
Алчная – жадная.
Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.
Сокройся (скройся, удались) – это слово тоже устаревшее.
Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.
– Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся почему-то на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.
– В первом четверостишии поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло, и призывает скорее скрыться с глаз
|
Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания
|