М. Горький «Случай с Евсейкой»
(учебник, ч. 2, с. 3–11, рабочая тетрадь, с. 51–54)
Тип урока: постановка учебной задачи
|
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, умения использовать в речи образные сравнения
|
Планируемые результаты
|
Предметные:
познакомятся с произведением
М. Горького;
научатся определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, поступки героев произведения
|
Метапредметные:
познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;
коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении
|
Личностные: переносят примеры ответственного
и самостоятельного поведения
в свой личный жизненный опыт
|
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. Горького; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений
|
Организационная структура урока
Этап урока
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
|
Формируемые способы
деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. Организация начала урока
|
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
|
Сообщают о готовности
к уроку. Определяют само-
|
Слушают в соответствии
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Черное море, меня?
Ракушку я взял и стою в коридоре
И очень волнуюсь, на берег звоня.
Р. Сеф
– Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком
|
готовность к уроку («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Внимательно слушают
|
с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи
|
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.
3. Анализ названия раздела
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Назовите изученные произведения.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
... – лучший спутник мой и друг.
(Книга.)
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте скороговоркой.
– Прочитайте выразительно.
– Как называется первый раздел второй части?
– Как вы это понимаете?
|
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.
Читают на оценку.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
Вставляют пропущенное слово.
Выполняют речевую зарядку.
Анализируют название первого раздела второй части учебника:
– Раздел называется «Были-небылицы». Название состоит из двух слов: «были» – значит то, что было, а «небылицы» – то, что придумано, чего не было.
|
Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют
высказанные
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
|
– Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?
|
Анализируют иллюстрацию в учебнике:
– Рыбы сидят в гнезде,
а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху
|
мнения по существу полученного за-
дания
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей
урока
|
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– М. Горький создал много произведений о детях и для детей. Какие из них вы знаете?
– Прочитайте слова, записанные на доске: «...Любите книгу, она обеспечит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она открывает ум и сердце чувствам любви к миру, к человеку...».
– Как вы понимаете эти слова?
|
Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока.
По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.
– «Воробьишко», «Дед Архип и Ленька», «Детство».
Выполняют задание.
– Сегодня на уроке мы будем читать произведение М. Горького «Случай
с Евсейкой».
|
Принимают
и сохраняют учебную
цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
|
– Мы закончили работу по первой части учебника. Перед вами – вторая часть. Надеюсь, что вы сохраните учебники в таком же хорошем состоянии. Что же для этого нужно?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
М. Горького
|
– Если много читать, то много будешь знать. Книга действительно как волшебник. Раскроешь ее
и узнаешь все тайны. Книги нужно беречь.
Относиться к ним как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.
Внимательно слушают
|
|
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора
|
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета писателя (см. ресурсный материал)
|
Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора
|
Адекватно воспринимают информацию
с опорой
на наглядность
|
V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем.
|
Проводит словарную работу.
– Выясним значения слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой».
Лангусты – семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина
до 60 см.
Актинии (морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.
Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м.
Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Сепии – то же, что каракатицы.
|
Объясняют значения слов. Работают с толковым словарем, энциклопедией о морских животных.
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по реше-
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
|
|
нию учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению при работе
в паре.
Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль
по результату
|
2. Первичное чтение произведения
|
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Какова основная мысль сказки?
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назовите героев произведения.
– С чего начинается произведение?
– Прочитайте начало сказки. Что окружало героя рассказа на морском дне?
– Теперь постараемся посмотреть на морских обитателей глазами Евсейки. Каких морских животных повстречал мальчик? Как их описывает Горький?
– Что произошло дальше?
– Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший эту сказку?
|
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.
Отвечают на вопросы учителя.
Аргументируют свою точку зрения.
Читают начало произведения до слов «Дом – не тележка у дядюшки Якова».
Читают, объясняют непо-нятные слова, рассматривают иллюстрации морских животных, с которыми знакомится Евсей
|
VI. Повторное чтение и анализ произведения
|
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Понравилась ли вам сказка?
– Что особенно понравилось?
– Каким вы себе представляете Евсейку?
|
Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою
|
Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.
Слушают собеседника. Строят понятные
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 5. Какой отрывок произведения изобразил художник?
Организует выборочное чтение.
– Каких морских животных повстречал Евсейка? (Лангустов, актиний, морских лилий, рака-отшельника, морскую черепаху, голотурию.)
– Почему морские обитатели приняли Евсейку за чудище?
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Чему удивился Евсейка на дне морском?
– О чем был его разговор с рыбами?
– Расскажите, как Евсейка очутился на морском дне.
– Как он снова попал на берег?
|
точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
Рассматривают иллюстрацию в учебнике.
Отвечают на вопросы. Подтверждают ответы чтением фрагментов из текста.
|
для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных
источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
Организует работу с тетрадями на печатной основе. Задает вопросы.
|
Работают в тетрадях на печатной основе. Отвечают на вопросы.
|
– Составьте список книг, которые можно поместить на выставку «Были-небылицы».
|
Составляют список книг:
• «Пpо кpаснyю мышь и зеленyю лошадь» Г. Сапгир.
• «На Горизонтских островах» Ян Бжехва (пер. Б. Заходера).
• «Бочонок собачонок»
Б. Заходер.
• «Веселый старичок»
Д. Хармс.
• «Путаница» К. Чуковский.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Проводит работу в парах.
– Прочитайте потешку-небылицу по ролям. С какой интонацией будете читать?
(См. ресурсный материал.)
|
Читают и инсценируют небылицы по ролям
|
|
VII. Домашнее задание
|
Объясняет домашнее задание.
• Составить словарик сравнений по рассказу М. Горького.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.
• Подготовить описание морских обитателей.
• Читать по ролям разговор Евсейки и рыб
|
Внимательно слушают,
задают уточняющие вопросы
|
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи
|
VIII. Итог урока. Рефлексия
|
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися с помощью беседы по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Выполните упражнение «Плюс-минус-интересно» (см. ресурсный материал)
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выполняют упражнение «Плюс-минус-интересно»
|
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
|
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ О М. ГОРЬКОМ
Максим Горький (1868–1936) – русский писатель. Настоящее имя в биографии М. Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и Горький провел детство в жестких, суровых условиях, живя у своего деда.
В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообразованием.
Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, арестован. Первый напечатанный рассказ Горького вышел в 1892 году. Опубликованная в 1898 году библиотека Горького из двух томов «Очерки и рассказы» принесла писателю известность. Ему было присвоено звание члена Академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.
После этого писатель эмигрировал в США, затем в Италию. Возвращение в Россию Горького произошло в 1913 году. После 12 лет проживания в Италии он приезжает в Москву. Работает в издательствах, занимается общественной деятельностью.
ТЕКСТ НЕБЫЛИЦЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО РОЛЯМ
– Дедушка-соседушка, куда ходил?
– В лес.
– Чего видел?
– Пичужечку.
– А на чем она сидит?
– На елочке.
– А о чем она поет?
– Все чувик-чувик,
Пойдем ко мне чаек пить,
А то улечу в тальник.
УПРАЖНЕНИЕ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»*
Цель упражнения: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них содержатся памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.)
Содержание упражнения: это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «Плюс» – записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «Минус» – записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «Интересно» – учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке или хотели бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
|