Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 18.08.2019, 11:39

Сайт учителя начальных классов Прокопенко Ирины Александровны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
литературное чтение [0]
русский язык [0]
математика [0]
окружающий мир [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

М. ГОРЬКИЙ «СЛУЧАЙ С ЕВСЕЙКОЙ»
[ Скачать с сервера (44.5 Kb) ] 01.11.2015, 22:03

М. Горький «Случай с Евсейкой»
(учебник, ч. 2, с. 3–11, рабочая тетрадь, с. 51–54)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения, составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, умения использовать в речи образные сравнения

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
М. Горького;

научатся определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, поступки героев произведения

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составляют план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные: переносят примеры ответственного

и самостоятельного поведения

в свой личный жизненный опыт

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет М. Горького; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений

 

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют само-

Слушают в соответствии

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Алло! Это море? Алло! Это море?

Вы слышите, Черное море, меня?

Ракушку я взял и стою в коридоре

И очень волнуюсь, на берег звоня.

Р. Сеф

– Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком

готовность к уроку («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Внимательно слушают

с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.

3. Анализ названия раздела

 

 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Назовите изученные произведения.

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

... – лучший спутник мой и друг.

(Книга.)

– Прочитайте медленно.
– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте скороговоркой.

– Прочитайте выразительно.

– Как называется первый раздел второй части?

– Как вы это понимаете?

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Вставляют пропущенное слово.

Выполняют речевую зарядку.

 

Анализируют название первого раздела второй части учебника:

– Раздел называется «Были-небылицы». Название состоит из двух слов: «были» – значит то, что было, а «небылицы» – то, что придумано, чего не было.

Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют
высказанные

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?

Анализируют иллюстрацию в учебнике:

– Рыбы сидят в гнезде,
а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху

мнения по существу полученного за-

дания

III. Сообщение темы урока. Определение целей

урока

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

 

 

 

 

– М. Горький создал много произведений о детях и для детей. Какие из них вы знаете?

 

– Прочитайте слова, записанные на доске: «...Любите книгу, она обеспечит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она открывает ум и сердце чувствам любви к миру, к человеку...».

– Как вы понимаете эти слова?

 

 

 

Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока.

 

 

 

 

 

 

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

– «Воробьишко», «Дед Архип и Ленька», «Детство».

Выполняют задание.

 

 

 

– Сегодня на уроке мы будем читать произведение М. Горького «Случай

с Евсейкой».

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

 

– Мы закончили работу по первой части учебника. Перед вами – вторая часть. Надеюсь, что вы сохраните учебники в таком же хорошем состоянии. Что же для этого нужно?

 

 

 

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
М. Горького

– Если много читать, то много будешь знать. Книга действительно как волшебник. Раскроешь ее

и узнаешь все тайны. Книги нужно беречь.

Относиться к ним как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.

Внимательно слушают

 

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета писателя (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Адекватно воспринимают информацию
с опорой
на наглядность

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

Проводит словарную работу.

– Выясним значения слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой».

Лангусты – семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина
до 60 см.

Актинии (морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.

Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.

Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м.

Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

Сепии – то же, что каракатицы.

Объясняют значения слов. Работают с толковым словарем, энциклопедией о морских животных.

 

 

 

 

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по реше-

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

 

Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.

 

нию учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению при работе

в паре.

Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль
по результату

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Какова основная мысль сказки?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– С чего начинается произведение?

– Прочитайте начало сказки. Что окружало героя рассказа на морском дне?

 

 

– Теперь постараемся посмотреть на морских обитателей глазами Евсейки. Каких морских животных повстречал мальчик? Как их описывает Горький?

– Что произошло дальше?

– Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший эту сказку?

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения.

 

 

 

 

 

Читают начало произведения до слов «Дом – не тележка у дядюшки Якова».

Читают, объясняют непо-нятные слова, рассматривают иллюстрации морских животных, с которыми знакомится Евсей

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Понравилась ли вам сказка?

 

 

– Что особенно понравилось?

– Каким вы себе представляете Евсейку?

 

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные

 

 

1

2

3

4

 

 

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 5. Какой отрывок произведения изобразил художник?

 

 

 

 

Организует выборочное чтение.

– Каких морских животных повстречал Евсейка? (Лангустов, актиний, морских лилий, рака-отшельника, морскую черепаху, голотурию.)

– Почему морские обитатели приняли Евсейку за чудище?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Чему удивился Евсейка на дне морском?

– О чем был его разговор с рыбами?

– Расскажите, как Евсейка очутился на морском дне.

– Как он снова попал на берег?

точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Рассматривают иллюстрацию в учебнике.

Отвечают на вопросы. Подтверждают ответы чтением фрагментов из текста.

 

 

 

 

для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных

источников. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Организует работу с тетрадями на печатной основе. Задает вопросы.

 

Работают в тетрадях на печатной основе. Отвечают на вопросы.

– Составьте список книг, которые можно поместить на выставку «Были-небылицы».

 

 

 

Составляют список книг:

•  «Пpо кpаснyю мышь и зеленyю лошадь» Г. Сапгир.

•  «На Горизонтских островах» Ян Бжехва (пер. Б. Заходера).

•  «Бочонок собачонок»

Б. Заходер.

•  «Веселый старичок»
Д. Хармс.

•  «Путаница» К. Чуковский.

 

 

1

2

3

4

 

Проводит работу в парах.

– Прочитайте потешку-небылицу по ролям. С какой интонацией будете читать?

(См. ресурсный материал.)

Читают и инсценируют небылицы по ролям

 

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Составить словарик сравнений по рассказу М. Горького.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

•  Подготовить описание морских обитателей.

•  Читать по ролям разговор Евсейки и рыб

Внимательно слушают,

задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися с помощью беседы по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Выполните упражнение «Плюс-минус-интересно» (см. ресурсный материал)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выполняют упражнение «Плюс-минус-интересно»

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 

Ресурсный материал к уроку

РАССКАЗ О М. ГОРЬКОМ

Максим Горький (1868–1936) – русский писатель. Настоящее имя в биографии М. Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители его рано умерли, и Горький провел детство в жестких, суровых условиях, живя у своего деда.

В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообразованием.

Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, арестован. Первый напечатанный рассказ Горького вышел в 1892 году. Опубликованная в 1898 году библиотека Горького из двух томов «Очерки и рассказы» принесла писателю известность. Ему было присвоено звание члена Академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.

После этого писатель эмигрировал в США, затем в Италию. Возвращение в Россию Горького произошло в 1913 году. После 12 лет проживания в Италии он приезжает в Москву. Работает в издательствах, занимается общественной деятельностью.

ТЕКСТ НЕБЫЛИЦЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО РОЛЯМ

– Дедушка-соседушка, куда ходил?

– В лес.

– Чего видел?

– Пичужечку.

– А на чем она сидит?

– На елочке.

– А о чем она поет?

– Все чувик-чувик,

Пойдем ко мне чаек пить,

А то улечу в тальник.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»*

Цель упражнения: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них содержатся памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.)

Содержание упражнения: это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «Плюс» – записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «Минус» – записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «Интересно» – учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке или хотели бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: prokopenkoma
Просмотров: 1417 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Полезные сайты
  • Сайт школы
  • Сайт Департамента образования Белгородской области
  • Сайт ФИПИ
  • Сайт министерства образования и Науки РФ

  • Copyright MyCorp © 2019
    uCoz