Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ –ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ. СТИХОТВОРЕНИЕ «ДАРЫ ТЕРЕКА»
[ Скачать с сервера (27.5 Kb)
]
| 27.10.2015, 22:33 |
Тип урока: освоение нового материала
|
Педагогические задачи: создать условия для знакомства со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Дары Терека», с биографией поэта; совершенствовать умение чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений поэта; прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе
|
Планируемые результаты
|
Предметные:
познакомятся с творчеством М. Лермонтова и содержанием стихотворения «Дары Терека»;
научатся: толковать значения слов, находить олицетворения в произведении, различать жанры произведений, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения
|
Метапредметные:
Познавательные: осознавать сущность произведений
М. Ю. Лермонтова, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.
Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений
|
Личностные: ценить и уважать поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово
|
Организационная структура урока
Этап урока
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)
|
Формируемые способы деятельности учащегося
|
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте сочинения о Пушкине
|
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.
– Именно Пушкин научил нас любить не только лето с его яркими красками, цветами, пением птиц; не только весну, когда расцветает и радуется все вокруг; не только снежную зиму с катанием на санках, коньках, с веселыми играми в снежки и вылепливанием снежных баб, но и осень – печальную, но величественную в своей красоте. Поэт любил природу, любил родную землю, ее поля и леса. И эту любовь он передал всем нам
|
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
|
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока
|
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова
|
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения
|
Принимать и сохранять учебную цель и задачу
|
III. Историческая справка о жизни М. Лермонтова на Кавказе (сопровождается показом слайдов)
|
Учитель рассказывает о годах жизни М. Лермонтова, проведенных на Кавказе.
– Вы знакомы уже с некоторыми фактами из биографии М. Ю. Лермонтова. Мы читали воспоминания о его детстве, юности. Я хочу напомнить вам о том, что Лермонтов долгое время жил на Кавказе.
– Кто из вас может показать на карте Кавказ, Кавказские горы? Что вы знаете об этих горах.
– Впервые Лермонтов побывал на Кавказе, будучи еще ребенком, и остался под огромным впечатлением от мощи и красоты величественных Кавказских гор. Позднее он был сослан на Кавказ царем Николаем I и служил там офицером. Участвовал в боевых действиях, где проявил себя как герой, смелый и отважный человек. Посмотрите картины М. Лермонтова, посвященные Кавказу. Лермонтов навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений, одно из которых – «Дары Терека». В ваших учебниках сокра-щенный вариант этого стихотворения, на самом деле оно гораздо длиннее
|
Слушают рассказ учителя.
Ученик показывает на карте Кавказ.
– Кавказские горы – самые высокие горы России
|
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи
|
IV. Словарная работа
|
Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с географической справкой о реке
Терек.
Проводит словарную работу, чтобы учащиеся смогли лучше понять содержание произведения.
Демонстрирует слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов.
– Объясните значения слов, записанных
на доске
|
Заранее подготовленный ученик дает географическую справку о реке Терек.
– Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». Длина реки 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким.
Объясняют значения непонятных слов:
Дары – то, что дается безвозмездно; подарок, подношение.
Казбек – вершина в центральной части Большого Кавказа, в Грузии. 5033 м. На склонах – субальпийские луга, выше – вечные снега. Ледники. Район альпинизма и туризма.
Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.
Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый
|
Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой
|
V. Первичное чтение стихотворения
|
Читает наизусть стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека» под музыку Н. А. Римского-Корсакова (симфоническая сюита «Шехеразада», «Море и корабль Синдбада»).
– Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства, эмоции оно вызвало?
– Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М. Ю. Лермонтова?
– Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?
– Объясните значение выражения «утесистые громады».
– Подберите синонимы к словам «дикий», «лукавый».
– Подберите антонимы к словам «вечно», «отдохнуть».
– Прочитайте стихотворение самостоятельно 2–3 раза
|
Воспринимают стихотворение, читаемое учителем.
Рассказывают о своих впечатлениях от услышанного стихотворения.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают стихотворение 2–3 раза
|
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
|
VI. Повторное чтение по частям и анализ стихотворения
|
Проводит выборочное чтение. Задает вопросы по содержанию стихотворения.
– Прочитайте первое четверостишие стихотворения. Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…».
– С кем автор сравнивает реку?
– Какие эпитеты он при этом использует?
– Что такое утесистые громады?
– Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт?
– Как понимаете выражение: «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»?
– Какие выразительные средства здесь использовал поэт?
– Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?
– Прочитайте второе четверостишие стихотво-рения.
– Как меняется характер реки на равнине?
– Какие слова и выражения указывают на это?
– Что означает слово «лукавый»?
– Можно ли верить Тереку, что он, действительно, стал спокойным и ласковым?
– О чем же журчит Терек старому Каспию?
– Прочитайте третье четверостишие стихотворения.
– Как вы поняли эти строки? С кем сравнивается море?
– Прочитайте последние 8 строк стихотворения. – Где Терек берет свое начало?
– Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?
– Как поняли, о чем идет речь в следующих
строках?
– Найдите метафору в этих строках.
– Чем является выражение «разорил Дарьял»?
– В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?
– Какой вывод можем сделать о характере реки?
|
Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.
– Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.
– С диким, злым зверем, автор олицетворяет ее.
– Дикий, злобный.
– Горы, скалы.
– Метафору – скрытое сравнение.
– Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны, как слезы.
– Сравнение, олицетворение – плакать может только человек.
– Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.
– Река на равнине становится спокойной, ласковой.
– Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.
– Лукавый – хитрый.
– Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.
– Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит, чтобы море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.
– Сравнивает с женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.
– Терек берет свое начало у горы Казбек.
– Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть, никогда не сможет укротить эту реку.
– Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.
– Куча камней сравнивается со стадом.
– Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.
– Звук [р]. Для того чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит, как дикий зверь.
– Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера
|
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учитывать мнение соседа по парте.
Осуществлять контроль по результату
|
VII. Работа над выразительностью чтения
|
Проводит работу над выразительностью чтения.
– Расставьте в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения.
– С какой интонацией будем читать первые 4 строки?
– Как будем читать следующие 8 строк?
– С какой интонацией будем читать последние 8 строк?
|
Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения.
– Первые 4 строки нужно читать громко, сердито.
– Следующие 8 строк – с хитрой и ласковой интонацией.
– Последние 8 строк – горделиво.
Читают памятку.
Выразительно читать стихотворение – это значит:
– читать с чувством;
– читать эмоционально;
– соблюдать нужную интонацию;
– правильно выдерживать паузы;
– правильно ставить логические ударения;
– не допускать ошибок в словах
|
Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника
|
VIII. Домашнее задание
|
Объясняет домашнее задание.
Найти другое стихотворение М. Лермонтова о Кавказе. Подготовить выразительное чтение. Выучить стихотворение «Дары Терека» или подготовить выразительное чтение. Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека»
|
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы
|
Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи
|
IX. Итог урока. Рефлексия
|
Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обуча-ющимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какое впечатление осталось у вас от урока? Какие ваши чувства он затронул?
– Напоминаю, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагаю послушать, что было дальше.
– Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина-кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.
– Как принял старый Каспий дары Терека?
– Какова тема стихотворения?
– Какова основная мысль?
– Как человек должен относиться к такой реке?
– Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?
– Ребята, у вас на партах лежат карточки с отметками «4» и «5». Поднимите ту, которую, по вашему мнению, вы заслуживаете за работу на уроке
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение.
Слушают чтение учителя.
– Они ему понравились.
– Терек, и его непостоянный характер.
– Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.
– С уважением, с восхищением, с опасением.
– Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.
Поднимают карточки с отметками «4» или «5», давая самооценку своей деятельности
|
Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности
|
|
Категория: Мои файлы | Добавил: prokopenkoma
|
Просмотров: 2117 | Загрузок: 21
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|