Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог файлов
ПЕРЕПЛЁТНАЯ МАСТЕРСКАЯ
[ Скачать с сервера (46.4 Kb)
]
| 01.11.2015, 14:28 |
Переплётная мастерская
Цели
деятельности
педагога
|
Познакомить с процессом книгопечатания с целью создания переплёта книги, его назначением, с упрощённым видом переплёта; закрепить навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия; учить выполнять работу над простым видом переплёта при изготовлении изделия «Переплётные работы»; развивать мышление, самостоятельность; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к книге
|
Тип урока
|
Постановка и решение учебной задачи
|
методы и формы
обучения
|
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
|
Основные понятия и термины
|
переплёт, переплётчик
|
Образовательные
ресурсы
|
• Типографское дело сегодня. – Режим доступа : http://www.studio-phodes.ru/tipografskoe_delo_segodnj-2.html
• История книгопечатания. – Режим доступа : http://macedu.narod.ru/edu/summary/publishing.html
• Строение книги. – Режим доступа : http://chernavabibl.ucoz.ru/index/struktura_knigi/0-52
• Видеоряд:
http://macedu.narod.ru/edu/summary/publish/stan-ru.gif
http://macedu.narod.ru/edu/summary/publish/koenig.gif
http://s010.radikal.ru/i312/1102/85/73754e6a6126.jpg
http://www.nice-places.com/_upload/Image/ukraine_other/book-printing-museum.jpg
http://www.referat.ru/cache/referats/21409/image004.jpg
http://saint-petersburg.ru/i/imglibtmp/5851_msg-big.jpg
http://chernavabibl.ucoz.ru/kniga/stroenie_knigi.jpg
http://www.alkor-4.ru/uploadedfiles/Image/kn_per.jpg
|
Наглядно-демонстрационный
материал
|
Мультимедийная презентация; образец изделия «Переплётные работы»
|
Продолжение табл.
Оборудование
|
Учебник, рабочая тетрадь; папка достижений за 3 класс; файлы, картон, карандаш, линейка, ножницы, дырокол; ненужные кусочки цветной бумаги, ткани, кожи и т. д.
|
Планируемые
образовательные
результаты
|
Предметные умения: познакомятся с процессом книгопечатания с целью создания переплёта книги, назначением переплета; с упрощённым видом переплёта; закрепят навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия; научатся выполнять работу над простым видом переплёта.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах переплётов; регулятивные – научатся планировать алгоритм действий по выполнению задания; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
|
Организационная структура урока
|
Этапы
урока
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формы
организации
совзаимодей-
ствия
на уроке
|
Универсальные
учебные действия
|
Промежуточный
контроль
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
I. Организационный момент
|
Подготовка учащихся к ус-
воению изучае-
мого ма-
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Какую поделку научились выполнять на прошлом уроке?
– С помощью чего?
– Вы узнали, что источником информации может быть театр. Но основным ее источником остается книга. Вот с ее производством мы и познакомимся сегодня на уроке.
|
Слушают
учителя, отвечают на вопросы
|
Фронтальная
|
Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принима-
|
Устные ответы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
териала.
Сообщение темы урока
|
– Можете предположить, легче или труднее предстоящее задание?
– Какие качества потребуется применить, чтобы успешно справиться с учебно-практической задачей?
|
|
|
ют и сохраняют учебную задачу
|
|
II. Изучение нового материала
|
Словесно-ил-
люстративный рассказ
с эле-
ментами
беседы «Книга. Основные этапы книгопечатания».
Просмотр мультимедийной презентации или
чтение
|
– Что же такое книга? Сформулируйте ответ одним предложением. (Книга – это источник знаний. Она нас учит мыслить, уважать людей, быть честными. Книга открывает нам окно в новый неизведанный мир. Книга – это самая полезная информация и т. п.)
– Что вы знаете об истории книги? (Сначала книги были рукописными. Их писали на папирусе, глиняных дощечках, пергаменте, коре и т. д. Затем книги стали печатать.)
– Книгопечатание возникло не на пустом месте, его изобретатели использовали многие уже существовавшие к тому времени технологические решения. Две основные составляющие книгопечатания: принцип набора и печатный процесс были известны с давних времен, но чтобы совершить революцию в мире коммуникаций, необходима была оптимальная технология. И творцом этой технологии стал немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг. Первым нововведением Гутенберга был словолитный процесс. Гравер изготавливал пуансон (металлический брусок, на торце которого – зеркальное изображение буквы), пуансоном в пластине из сравнительно мягкого металла (например, меди) выдавливалась матрица, а уже
|
Смотрят
презентацию; слушают учителя,
одноклассников, участвуют в обсуждении; работают с учебником; анализируют информацию, отвечают на вопросы
|
Фронтальная
|
Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для формулирования вывода о значении книг и изобретении книгопечатания.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.
|
Устные ответы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
текста
в учебнике
(с. 126)
|
с матриц, вставляемых в словолитную форму отливалось любое необходимое количество литер. Вторая часть изобретения Гутенберга – ручной типографский станок. Чтобы получить оттиск с типографской формы, требовалось сперва покрыть ее краской. Затем на набор аккуратно накладывался лист бумаги. Этот лист нужно плотно и равномерно прижать, а затем снять готовый оттиск с набора. При этом конструкция станка оказалась настолько удачной, что сохранялась без принципиальных конструктивных изменений в течение около 350 лет. К середине XVIII столетия возникла необходимость в оперативном выпуске газет и журналов, к тому же – все большими тиражами. Удовлетворить этим требованиям ручной типографский станок не мог. Коренным образом усовершенствовать печатный процесс помогла печатная машина, изобретенная Фридрихом Кёнигом. В начале XIX века Кёниг сделал решающий шаг на пути создания высокоскоростной печатной машины – плоская нажимная плита была заменена вращающимся печатным цилиндром. Знаменательным днем в истории полиграфии и особенно газетного дела стало 29 ноября 1814 года, когда впервые тираж газеты «Times» был напечатан на машине Кёнига с приводом от паровой машины. Вместо использовавшихся ранее 16 ручных типографских станков, которые обслуживало 32 типографа и 32 вспомогательных рабочих, такой же тираж стало возможным отпечатать на двух машинах, обслуживаемых двумя печатниками и 4 рабочими, пода-
|
|
|
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
вавшими бумажные листы. Двумя годами позже была изготовлена машина, способная запечатывать обе стороны листа. Печатное дело бурно развивалось на протяжении всего XIX века. В 1886 году создаётся линотип – строкоотливная наборная машина, автоматически отливающая цельнометаллические строки для печати, набранные на клавишах линотипа. Основным способом крупнотиражной печати в наше время является офсетная печать, при которой перенос краски с печатной формы на материал происходит не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Появление цифровой печатной техники, программ для набора и вёрстки текстов, графических редакторов позволяет печатать небольшие тиражи продукции, не обращаясь в специализированные фирмы. Тем не менее масштабный выпуск книжной продукции возможен только на специализированных полиграфических предприятиях, использующих новейшее оборудование и все достижения науки и техники: фотонабор, оптические читающие устройства, компьютерную технику и другое
|
|
|
|
|
Сообщение теоретических сведений «Переплёт.
|
– Начиная с древних рукописных книг и заканчивая современными подарочными изданиями, структура и основные ее элементы остались неизменными. Давайте рассмотрим, как устроена книга. Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепле-
|
Слушают учителя; работают с учебником; рассматривают материалы, изучают их свой-
|
Фронтальная
|
Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассни-
|
Устные ответы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Переплётчик»
|
ния тетрадей (листов) между собой, а также соответствующее место в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, – передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости – верхним
и нижним обрезами блока (тетради, книги). Сверху и снизу корешок блока украшается капталом. В некоторых изданиях к корешку блока крепится ленточка – ляссе, исполняющая роль закладки. Книжный блок и переплетная крышка соединяются между собой форзацами, выполненными из плотной бумаги. Есть у книги переплёт. Прочитайте
в учебнике (с. 126) определение этого понятия.
Переплёт – это все элементы скрепления книжного блока, крышки с блоком и переплётная крышка.
– Рассмотрим переплёт некоторых книг. Какой он может
быть? (мягкий, твердый, с иллюстрациями и без них и т. п.)
В качестве защиты переплетной крышки и дополнительного украшения издания нередко используется суперобложка. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической пленки, которая одевается на переплетную крышку.
– Кто же переплетает книги? Назовите профессию этого человека. Правильно, это переплётчик. Он выполняет переплеты как для новых книг, так и для ремонта старых. Вот и мы сегодня сделаем твердый переплет для нашей папки достижений. Значит, кем мы будем сегодня на уроке? Правильно, переплётчиками
|
ства; анализируют информацию, делают выводы
|
|
ков, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
о назначении переплёта
и значении профессии людей, переплетающих книги; анализировать информацию.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Физкультминутка
|
Проводит физкультминутку
|
Выполняют упражнения
|
Фронтальная
|
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
|
Выполнение упражнений
|
III. Твор-
ческая практическая деятельность
|
Организация
рабочего места
|
Проверяет организацию рабочего места учащихся
|
Организуют свое рабочее место в зависимости
от вида
работы
|
Индивидуаль-
ная
|
Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда.
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью
|
Устные ответы
|
Беседа. «Что
и как мы будем делать?». Работа
с учебником
(с. 127)
|
Помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способ сборки изделия и его оформления.
Организует изучение последовательности работы над изделием по учебнику
|
Анализируют готовое изделие, ин-
формацию;
слушают учителя, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы; наблюда-
|
Фронтальная
|
Личностные: сориентированы на плодотворную
работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют свою деятельность.
|
Устные ответы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
ют за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы
|
|
Познавательные: анализируют план работы, выделяя основные этапы
и приемы изготовления изделия
|
|
Практическое задание: изготовить переплет для папки достижений за
3 класс
|
В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся
в выполнении задания
|
Выполняют задание
|
Индивидуаль-
ная
|
Регулятивные: сравнивают результат деятельности с заданным эталоном; вносят необходимые дополнения и коррективы.
Личностные: сориентированы на плодотворную
работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
|
Выполнение переплета для папки достижений
|
IV. Итоги урока. Рефлексия
|
Выставка работ учащихся
|
В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их оценивание.
Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, цветовое решение, композиция, оригинальность и т. д.
|
Рассматривают выполненные работы, оценивают их
|
Фронтальная
|
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев.
|
Оценивание учащихся за работу
на уроке
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Обобщение сведений, оценивание результатов работы
|
Организует беседу по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Назовите основные операции по книгопечатанию.
– Зачем книге нужен переплёт?
– Как нужно обращаться с книгой?
– Расскажите правила пользования книгой
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы
|
Фронтальная
|
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе
на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
|
Устные ответы
|
Заключительное
слово
|
Читает стихотворение «Две книжки»:
Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
«Ну, как твои делишки?» –
одна спросила у другой.
«Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей,
тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
сел ученик читать меня.
|
Слушают
учителя
|
Фронтальная
|
|
Наблюдение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
А посмотри-ка на мои листочки:
на них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу –
о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на “отлично”».
В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
С. Ильин
– Я надеюсь, что ваши книги расскажут о вас только хорошее
|
|
|
|
|
Домашнее
задание
|
Объясняет задание:
– Подготовить сообщение о каком-либо виде переплёта и поместить его в папку достижений
|
Слушают
учителя
|
Индивидуаль-
ная
|
|
|
|
Категория: Мои файлы | Добавил: prokopenkoma
|
Просмотров: 2361 | Загрузок: 114
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|