Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 12:23

Сайт учителя начальных классов Прокопенко Ирины Александровны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
литературное чтение [0]
русский язык [0]
математика [0]
окружающий мир [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

ПЕРЕПЛЁТНАЯ МАСТЕРСКАЯ
[ Скачать с сервера (46.4 Kb) ] 01.11.2015, 14:28

 Переплётная мастерская

Цели
деятельности
педагога

Познакомить с процессом книгопечатания с целью создания переплёта книги, его назначением, с упрощённым видом переплёта; закрепить навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия; учить выполнять работу над простым видом переплёта при изготовлении изделия «Переплётные работы»; развивать мышление, самостоятельность; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к книге

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

переплёт, переплётчик

Образовательные
ресурсы

•  Типографское дело сегодня. – Режим доступа : http://www.studio-phodes.ru/tipografskoe_delo_segodnj-2.html

•  История книгопечатания. – Режим доступа : http://macedu.narod.ru/edu/summary/publishing.html

•  Строение книги. – Режим доступа : http://chernavabibl.ucoz.ru/index/struktura_knigi/0-52

•  Видеоряд:

http://macedu.narod.ru/edu/summary/publish/stan-ru.gif

http://macedu.narod.ru/edu/summary/publish/koenig.gif

http://s010.radikal.ru/i312/1102/85/73754e6a6126.jpg

http://www.nice-places.com/_upload/Image/ukraine_other/book-printing-museum.jpg

http://www.referat.ru/cache/referats/21409/image004.jpg

http://saint-petersburg.ru/i/imglibtmp/5851_msg-big.jpg

http://chernavabibl.ucoz.ru/kniga/stroenie_knigi.jpg

http://www.alkor-4.ru/uploadedfiles/Image/kn_per.jpg

Наглядно-демонстрационный
материал

Мультимедийная презентация; образец изделия «Переплётные работы»

 

 

Продолжение табл.

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; папка достижений за 3 класс; файлы, картон, карандаш, линейка, ножницы, дырокол; ненужные кусочки цветной бумаги, ткани, кожи и т. д.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: познакомятся с процессом книгопечатания с целью создания переплёта книги, назначением переплета; с упрощённым видом переплёта; закрепят навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия; научатся выполнять работу над простым видом переплёта.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах переплётов; регулятивные – научатся планировать алгоритм действий по выполнению задания; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
совзаимодей-

ствия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к ус-

воению изучае-

мого ма-

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Какую поделку научились выполнять на прошлом уроке?

– С помощью чего?

– Вы узнали, что источником информации может быть театр. Но основным ее источником остается книга. Вот с ее производством мы и познакомимся сегодня на уроке.

Слушают
учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принима-

Устные ответы

               
 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

териала.

Сообщение темы урока

– Можете предположить, легче или труднее предстоящее задание?

– Какие качества потребуется применить, чтобы успешно справиться с учебно-практической задачей?

 

 

ют и сохраняют учебную задачу

 

II. Изучение нового материала

Словесно-ил-

люстративный рассказ
с эле-

ментами

беседы «Книга. Основные этапы книгопечатания».

Просмотр мультимедийной презентации или

чтение

– Что же такое книга? Сформулируйте ответ одним предложением. (Книга – это источник знаний. Она нас учит мыслить, уважать людей, быть честными. Книга открывает нам окно в новый неизведанный мир. Книга – это самая полезная информация и т. п.)

– Что вы знаете об истории книги? (Сначала книги были рукописными. Их писали на папирусе, глиняных дощечках, пергаменте, коре и т. д. Затем книги стали печатать.)

Книгопечатание возникло не на пустом месте, его изобретатели использовали многие уже существовавшие к тому времени технологические решения. Две основные составляющие книгопечатания: принцип набора и печатный процесс были известны с давних времен, но чтобы совершить революцию в мире коммуникаций, необходима была оптимальная технология. И творцом этой технологии стал немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг. Первым нововведением Гутенберга был словолитный процесс. Гравер изготавливал пуансон (металлический брусок, на торце которого – зеркальное изображение буквы), пуансоном в пластине из сравнительно мягкого металла (например, меди) выдавливалась матрица, а уже

Смотрят
презентацию; слушают учителя,
одноклассников, участвуют в обсуждении; работают  с учебником; анализируют информацию, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для формулирования вывода о значении книг и изобретении книгопечатания.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Устные ответы

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

текста

в учебнике

(с. 126)

с матриц,  вставляемых в словолитную форму отливалось любое необходимое количество литер. Вторая часть изобретения Гутенберга – ручной типографский станок. Чтобы получить оттиск с типографской формы, требовалось сперва покрыть ее краской. Затем на набор аккуратно накладывался лист бумаги. Этот лист нужно плотно и равномерно прижать, а затем снять готовый оттиск с набора. При этом конструкция станка оказалась настолько удачной, что сохранялась без принципиальных конструктивных изменений в течение около 350 лет. К середине XVIII столетия возникла необходимость в оперативном выпуске газет и журналов, к тому же – все большими тиражами. Удовлетворить этим требованиям ручной типографский станок не мог. Коренным образом усовершенствовать печатный процесс помогла печатная машина, изобретенная Фридрихом Кёнигом. В начале XIX века Кёниг сделал решающий шаг на пути создания высокоскоростной печатной машины – плоская нажимная плита была заменена вращающимся печатным цилиндром. Знаменательным днем в истории полиграфии и особенно газетного дела стало 29 ноября 1814 года, когда впервые тираж газеты «Times» был напечатан на машине Кёнига с приводом от паровой машины. Вместо использовавшихся ранее 16 ручных типографских станков, которые обслуживало 32 типографа и 32 вспомогательных рабочих, такой же тираж стало возможным отпечатать на двух машинах, обслуживаемых двумя печатниками и 4 рабочими, пода-

 

 

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

вавшими бумажные листы. Двумя годами позже была изготовлена машина, способная запечатывать обе стороны листа. Печатное дело бурно развивалось на протяжении всего XIX века. В 1886 году создаётся линотип – строкоотливная наборная машина, автоматически отливающая цельнометаллические строки для печати, набранные на клавишах линотипа. Основным способом крупнотиражной печати в наше время является офсетная печать, при которой перенос краски с печатной формы на материал происходит не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Появление цифровой печатной техники, программ для набора и вёрстки текстов, графических редакторов позволяет печатать небольшие тиражи продукции, не обращаясь в специализированные фирмы. Тем не менее масштабный выпуск книжной продукции возможен только на специализированных полиграфических предприятиях, использующих новейшее оборудование и все достижения науки и техники: фотонабор, оптические читающие устройства, компьютерную технику и другое

 

 

 

 

Сообщение теоретических сведений «Переплёт.

– Начиная с древних рукописных книг и заканчивая современными подарочными изданиями, структура и основные ее элементы остались неизменными. Давайте рассмотрим, как устроена книга. Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепле-

Слушают учителя; работают с учебником; рассматривают материалы, изучают их свой-

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассни-

Устные ответы

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Переплётчик»

ния тетрадей (листов) между собой, а также соответствующее место в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, – передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости – верхним
и нижним обрезами блока
(тетради, книги). Сверху и снизу корешок блока украшается капталом. В некоторых изданиях к корешку блока крепится ленточка – ляссе, исполняющая роль закладки. Книжный блок и переплетная крышка соединяются между собой форзацами, выполненными из плотной бумаги. Есть у книги переплёт. Прочитайте
в учебнике (с. 126) определение этого понятия.

Переплёт – это все элементы скрепления книжного блока, крышки с блоком и переплётная крышка.

– Рассмотрим переплёт некоторых книг. Какой он может

быть? (мягкий, твердый, с иллюстрациями и без них и т. п.)

В качестве защиты переплетной крышки и дополнительного украшения издания нередко используется суперобложка. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической пленки, которая одевается на переплетную крышку.

– Кто же переплетает книги? Назовите профессию этого человека. Правильно, это переплётчик. Он выполняет переплеты как для новых книг, так и для ремонта старых. Вот и мы сегодня сделаем твердый переплет для нашей папки достижений. Значит, кем мы будем сегодня на уроке? Правильно, переплётчиками

ства; анализируют информацию, делают выводы

 

ков, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

о назначении переплёта

и значении профессии людей, переплетающих книги; анализировать информацию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Выполнение упражнений

III. Твор-

ческая практическая деятельность

Организация
рабочего места

Проверяет организацию рабочего места учащихся

Организуют  свое рабочее место в зависимости
от вида
работы

Индивидуаль-

ная

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью

Устные ответы

Беседа. «Что
и как мы будем делать?». Работа
с учебником

(с. 127)

Помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способ сборки изделия и его оформления.

Организует изучение последовательности работы над изделием по учебнику

Анализируют готовое изделие, ин-

формацию;

слушают учителя, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы; наблюда-

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную

работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют свою деятельность.

Устные ответы

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

ют за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы

 

Познавательные: анализируют план работы, выделяя основные этапы
и приемы изготовления изделия

 

Практическое задание: изготовить переплет для папки достижений за

3 класс

В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся
в выполнении задания

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: сравнивают результат деятельности с заданным эталоном; вносят необходимые дополнения и коррективы.

Личностные: сориентированы на плодотворную

работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Выполнение переплета для папки достижений

IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся

В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их оценивание.

Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, цветовое решение, композиция,  оригинальность и т. д.

Рассматривают выполненные работы, оценивают их

Фронтальная

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев.

 

Оценивание учащихся за работу
на уроке

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Обобщение сведений, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Назовите основные операции по книгопечатанию.

– Зачем книге нужен переплёт?

– Как нужно обращаться с книгой?

– Расскажите правила пользования книгой

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе
на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Устные ответы

Заключительное
слово

Читает стихотворение «Две книжки»:

Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
«Ну, как твои делишки?» –

одна спросила у другой.

«Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.

Боюсь, листы пойдут на змей,

тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,

сел ученик читать меня.

Слушают
учителя

Фронтальная

 

Наблюдение

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

А посмотри-ка на мои листочки:

на них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу –

о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на “отлично”».

В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.

                                                       С. Ильин

– Я надеюсь, что ваши книги расскажут о вас только хорошее

 

 

 

 

Домашнее
задание

Объясняет задание:

– Подготовить сообщение о каком-либо виде переплёта и поместить его в папку достижений

Слушают
учителя

Индивидуаль-

ная

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: prokopenkoma
Просмотров: 2361 | Загрузок: 114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Полезные сайты
  • Сайт школы
  • Сайт Департамента образования Белгородской области
  • Сайт ФИПИ
  • Сайт министерства образования и Науки РФ

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz