Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 19:04

Сайт учителя начальных классов Прокопенко Ирины Александровны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [12]
литературное чтение [0]
русский язык [0]
математика [0]
окружающий мир [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОЕДИНЕННЫМИ СОЮЗАМИ А, НО, И
[ Скачать с сервера (374.8 Kb) ] 27.10.2015, 22:36


Запятая между однородными членами, соединенными союзами а, но, и

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «однородные члены предложения», с их особенностями; способствовать формированию умения находить однородные члены в предложении, обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и»; развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с особенностями однородных членов; научатся находить однородные члены в предложении; обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и»; составлять предложения с однородными членами по рисунку; выполнять синтаксический разбор предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

 

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I ОРГМОМЕНТ

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

 

 

 

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте предложения на тему «Золотая осень».

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают предложения.

(См. РМ, Приложение 2.)

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную

цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-

– Прочитайте предложения. Какие пропущенные буквы вставили? Объясните свой выбор.

– Какие главные члены предложения подчеркнули?

– Перестройте каждое предложение так, чтобы однородные члены были соединены перечислительной интонацией (без союзов). Где поставили запятые?

Читают предложения, объясняют орфограммы.

 

 

Засвистал, защелкал в кустах соловей.

 стоял хвойный лес.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

 

 

Работа

над словами

с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

 

1

2

3

4

 

– Отгадайте загадку:

Он груз пассажира, готовый к отправке,

Не нужен в пути – на хранение сдашь,

Прибудешь на место – без спешки, без давки

Получишь обратно свой ценный … (багаж).

(См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «багаж»

 

п

 

 

 

б

а

г

а

ж

 

к

 

 

 

 

е

 

 

 

 

т

 

 

 

 

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Составляют предложения с этим словом

казанные мнения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Отгадайте ребус. Объясните, что означает слово-отгадка.

– Рассмотрите схему на доске. Составьте по ней предложение. Что необычного в этом предложении? (Это предложение с однородными членами, которые соединяются перечислительной интонацией и союзом «и».)

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться ставить знаки пре-

пинания в предложении с однородными членами

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «запятая».

Запятая – 1) Знак препинания, употребляемый для выделения и разделения слов, групп слов или предложений; 2) перен. устар. Препятствие, помеха, затруднение.

Составляют предложение по схеме:

На дереве сидели белка, дятел и сова

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

 

 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

 

 

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 39)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте задание. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.

 

 

– В чем сходство и различие каждой пары предложений?

 

 

– Когда между однородными членами ставится запятая?

 

– Когда между однородными членами запятая не ставится?

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Сравнивают пары предложений.

– Предложения имеют одинаковое строение. В первом предложении однородные члены соединены перечислительной интонацией. Во втором предложении – с помощью союза «и».

– Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.

– Если два однородных члена предложения соединены союзом «и», то запятая между ними не ставится

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Групповая работа с деформированным предложением.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. Организует работу с деформированным предложением.

– Осенью облака плывут низко, они становятся серыми. Вот и у нас, кажется, начался дождь, но дождь этот не простой: он состоит из слов и знаков препинания.

– Составьте предложение, запишите в тетрадь.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Составляют предложение из слов и знаков препинания, записанных на «капельках дождя»: «леса», «ковром», «опавших», «осенью», «из», «листьев», «парки», «скверы», «покрыты», . , , !.

Работают в группах. Записывают предложения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

 

1

2

3

4

 

 

Расставляют знаки препинания.

Осенью леса, парки, скверы покрыты ковром из опавших листьев.

 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 40)

– Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно запятые.

– Объясните постановку запятых. Каким членом предложения являются однородные члены?

– Прочитайте предложения с правильной интонацией.

– Объясните значение слов «саквояж» и «багаж»

Читают задание. Списывают текст, расставляя запятые. Объясняют постановку запятых. Отвечают на вопрос.

 

Читают предложения с правильной интонацией.

Объясняют значение слов «саквояж» и багаж». Работают со словарем. (См. РМ, Приложение 4.)

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 42).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.

 

– Как соединены однородные члены в данных предложениях?

– Что можете сказать о постановке знаков препинания в данном случае?

– Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Знание каких правил помогло вам выполнить это задание? (Частица «не» пишется отдельно с глаголами. Безударные гласные необходимо проверять.)

– Чем сходны данные предложения? Подчеркните в них однородные члены предложения.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Делают вывод.

– С помощью союзов «а», «но».

 

– Между однородными членами перед союзами «а», «но» всегда ставится запятая.

Выполняют запись в тетради.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Зазнайство не возвышает человека, а унижает.

Месяц светит, но не греет.

Кошка спит, а мышку видит.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному

 

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

 

Какими союзами соединены однородные члены?

(См. РМ, Приложение 5.)

 

эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Работа в тет-

ради (зада-

ние 45).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте задание. Назовите сказку. (Русская народная сказка «Кот, дрозд и петушок».)

– Вставьте пропущенные буквы и, где нужно, запятые.

– Подчеркните во 2-м предложении главные члены. Выпишите из него словосочетания.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Подбирают проверочные слова.

Записывают предложение и словосочетания.

(См. РМ, Приложение 6.)

Работа в тет-

ради (зада-

ние 46).

– Прочитайте задание.

– Составьте загадки из слов так, чтобы отгадками были выделенные слова.

– Запишите составленные загадки.

Записывают загадки.

(См. РМ, Приложение 6.)

Работа в тет-

ради (зада-

ние 47)

– Прочитайте задание. Вставьте в предложения пропущенные союзы («а», «и», «но») и, где нужно, запятые.

– Найдите предложения с однородными сказуемыми. Подчеркните в них грамматическую основу

Составляют предложения.

(См. РМ, Приложение 6.)

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Продолжают высказывания:

•  Я приобрел…

•  Я научился…

•  Урок мне показался…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

1

2

3

4

 

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

•  Для меня было открытием то, что…

•  Мне показалось важным…

•  Материал урока был мне…

 

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 48 в рабочей тетради, упражнение 43 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

 

 

 

 

Приложение 1

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Приложение 2

Проверка домашнего задания

Предложения:

1. С однородными подлежащими.

В осеннем лесу осинки, берёзки и рябины надели ярко-жёлтые наряды.

2. С однородными сказуемыми.

Жёлтые листья кружатся и падают на землю.

3. С однородными второстепенными членами предложения.

В тёплые страны улетели журавли, грачи, соловьи.

Приложение 3

Работа над словами с непроверяемым написанием

БАГА́Ж - 1. Упакованные для отправки поездом, самолётом или другим транспортом вещи пассажиров. 2. Перен. О запасе знаний. Слово «багаж» пришло к нам из французского языка. Древнескандинавское слово БАГГИ – «узел» французы превратили в БАГ – «пакет». От слова БАГ произвели слово БАГАЖ – «разные тюки с вещами». БАГАЖ – БАГГИ = «узел».

Однокоренные слова: багажник, багажный.

Синонимы: вещи, ноша.

Предложения:

Весь мой багаж составлял маленький чемоданчик.

Мы сдали вещи в багаж.

Приложение 4

Работа по учебнику (упражнение 40)

БагА́ж – 1. Упакованные вещи, которые берёт с собою в дорогу пассажир. 2. Переносное значение (разг.). Знания, опыт, имеющиеся у кого-либо.

Саквоя́ж – дорожная сумка, обычно из кожи или плотной ткани, с запором.

Приложение 5

Тест «Предложения с однородными членами»

1. Выберите правильный ответ. Однородные члены предложения относятся …

а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос;

б) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы;

в) к одному и тому же слову в предложении;

г) к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

2. Выберите правильный ответ. Однородные члены предложения связаны …

а) запятыми;

б) только интонацией перечисления;

в) интонацией перечисления или союзами «и», «а», «но»;

г) только союзами «и», «а», «но».

3. Среди данных предложений найдите предложения с однородными членами: 

а) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала. 

б) Совы днём спят, а ночью охотятся. 

в) Ветер весело шумит, судно весело бежит. 

г) Кожа защищает организм от жары, от холода и от микробов. 

4. Отметьте верную концовку правила. Между однородными членами предложения …

а) запятая не ставится, если они связаны одиночным союзом «и»;

б) запятая ставится, если они связаны союзом «и»;

в) перед союзами «а», «но» запятая ставится;

г) перед союзами «а», «но» запятая не ставится.

5. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится запятая:

а) Зимой земля отдыхает __ а весной расцветает. 

б) Белка запасает на зиму грибы __ и орехи. 

в) Мы побывали в музее __ театре __ на выставке. 

г) Поднялся сильный ветер __ но не разогнал тучи.

Ключ.

1 – г.

2 – в.

3 – а, б, г.

4 – а, в.

5 – а, в, г.

Приложение 6

Работа в тетради

Задание 45.

Проверочные слова: прибежала – бег, выставил – ставит, головку – голову, схватила – схватит, понесла – нёс, кричит – крик.

Предложение и словосочетания:

Прибежала к избушке лиса, села под окошко и запела песенку.

Прибежала (куда?) к избушке, села (куда?) под окошко, запела (что?) песенку.

Задание 46.

Идут, идут, а с места не сойдут. (Часы.)

Сверкает, мигает и огненные стрелы пускает. (Молния.)

Бородой трясёт, лыко дерёт, но лаптей не плетёт. (Козёл.)

Задание 47.

Утро наступило пасмурное, но тёплое.

Огонёк ярко вспыхнул и потух.

Учение и труд рядом живут.

Кувшинка свои лепестки раскрывает утром, а закрывает вечером.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: prokopenkoma
Просмотров: 1017 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Полезные сайты
  • Сайт школы
  • Сайт Департамента образования Белгородской области
  • Сайт ФИПИ
  • Сайт министерства образования и Науки РФ

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz