Запятая между однородными членами, соединенными союзами а, но, и
Тип урока
|
Решение частных задач
|
Педагогические задачи
|
Создать условия для ознакомления с понятием «однородные члены предложения», с их особенностями; способствовать формированию умения находить однородные члены в предложении, обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и»; развивать речь, наблюдательность, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
|
Планируемые предметные
результаты
|
Познакомятся с особенностями однородных членов; научатся находить однородные члены в предложении; обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и»; составлять предложения с однородными членами по рисунку; выполнять синтаксический разбор предложения
|
Метапредметные УУД
|
Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
|
Личностные
результаты
|
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям
|
Организационная структура урока
Этап урока
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
|
Формируемые способы
деятельности
учащегося
|
I ОРГМОМЕНТ
|
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
|
|
|
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
|
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте предложения на тему «Золотая осень».
|
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают предложения.
(См. РМ, Приложение 2.)
|
Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную
цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-
|
– Прочитайте предложения. Какие пропущенные буквы вставили? Объясните свой выбор.
– Какие главные члены предложения подчеркнули?
– Перестройте каждое предложение так, чтобы однородные члены были соединены перечислительной интонацией (без союзов). Где поставили запятые?
|
Читают предложения, объясняют орфограммы.
Засвистал, защелкал в кустах соловей.
стоял хвойный лес.
|
Минутка чистописания.
|
Проводит минутку чистописания.
|
|
Работа
над словами
с непроверяемым написанием
|
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
|
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
– Отгадайте загадку:
Он груз пассажира, готовый к отправке,
Не нужен в пути – на хранение сдашь,
Прибудешь на место – без спешки, без давки
Получишь обратно свой ценный … (багаж).
(См. РМ, Приложение 3.)
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «багаж»
|
Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Составляют предложения с этим словом
|
казанные мнения
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
|
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Отгадайте ребус. Объясните, что означает слово-отгадка.
– Рассмотрите схему на доске. Составьте по ней предложение. Что необычного в этом предложении? (Это предложение с однородными членами, которые соединяются перечислительной интонацией и союзом «и».)
– Прочитайте тему урока.
– Сегодня на уроке будем учиться ставить знаки пре-
пинания в предложении с однородными членами
|
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «запятая».
Запятая – 1) Знак препинания, употребляемый для выделения и разделения слов, групп слов или предложений; 2) перен. устар. Препятствие, помеха, затруднение.
Составляют предложение по схеме:
На дереве сидели белка, дятел и сова
|
Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
|
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
|
|
|
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым
материалом.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 39)
|
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте задание. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.
– В чем сходство и различие каждой пары предложений?
– Когда между однородными членами ставится запятая?
– Когда между однородными членами запятая не ставится?
|
Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-
нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Сравнивают пары предложений.
– Предложения имеют одинаковое строение. В первом предложении однородные члены соединены перечислительной интонацией. Во втором предложении – с помощью союза «и».
– Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.
– Если два однородных члена предложения соединены союзом «и», то запятая между ними не ставится
|
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию
|
V. Первичное закрепление знаний.
Групповая работа с деформированным предложением.
|
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. Организует работу с деформированным предложением.
– Осенью облака плывут низко, они становятся серыми. Вот и у нас, кажется, начался дождь, но дождь этот не простой: он состоит из слов и знаков препинания.
– Составьте предложение, запишите в тетрадь.
|
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Составляют предложение из слов и знаков препинания, записанных на «капельках дождя»: «леса», «ковром», «опавших», «осенью», «из», «листьев», «парки», «скверы», «покрыты», . , , !.
Работают в группах. Записывают предложения.
|
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Расставляют знаки препинания.
Осенью леса, парки, скверы покрыты ковром из опавших листьев.
|
|
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 40)
|
– Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно запятые.
– Объясните постановку запятых. Каким членом предложения являются однородные члены?
– Прочитайте предложения с правильной интонацией.
– Объясните значение слов «саквояж» и «багаж»
|
Читают задание. Списывают текст, расставляя запятые. Объясняют постановку запятых. Отвечают на вопрос.
Читают предложения с правильной интонацией.
Объясняют значение слов «саквояж» и багаж». Работают со словарем. (См. РМ, Приложение 4.)
|
VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 42).
|
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Прочитайте. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.
– Как соединены однородные члены в данных предложениях?
– Что можете сказать о постановке знаков препинания в данном случае?
– Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Знание каких правил помогло вам выполнить это задание? (Частица «не» пишется отдельно с глаголами. Безударные гласные необходимо проверять.)
– Чем сходны данные предложения? Подчеркните в них однородные члены предложения.
|
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Делают вывод.
– С помощью союзов «а», «но».
– Между однородными членами перед союзами «а», «но» всегда ставится запятая.
Выполняют запись в тетради.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Зазнайство не возвышает человека, а унижает.
Месяц светит, но не греет.
Кошка спит, а мышку видит.
|
Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою
точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному
|
|
ФИЗМИНУТКА
|
|
|
|
Какими союзами соединены однородные члены?
(См. РМ, Приложение 5.)
|
|
эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
|
Работа в тет-
ради (зада-
ние 45).
|
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте задание. Назовите сказку. (Русская народная сказка «Кот, дрозд и петушок».)
– Вставьте пропущенные буквы и, где нужно, запятые.
– Подчеркните во 2-м предложении главные члены. Выпишите из него словосочетания.
|
Выполняют задания в рабочей тетради.
Подбирают проверочные слова.
Записывают предложение и словосочетания.
(См. РМ, Приложение 6.)
|
Работа в тет-
ради (зада-
ние 46).
|
– Прочитайте задание.
– Составьте загадки из слов так, чтобы отгадками были выделенные слова.
– Запишите составленные загадки.
|
Записывают загадки.
(См. РМ, Приложение 6.)
|
Работа в тет-
ради (зада-
ние 47)
|
– Прочитайте задание. Вставьте в предложения пропущенные союзы («а», «и», «но») и, где нужно, запятые.
– Найдите предложения с однородными сказуемыми. Подчеркните в них грамматическую основу
|
Составляют предложения.
(См. РМ, Приложение 6.)
|
VII. Итог урока. Рефлексия
|
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
|
Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Продолжают высказывания:
• Я приобрел…
• Я научился…
• Урок мне показался…
|
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
|
• Для меня было открытием то, что…
• Мне показалось важным…
• Материал урока был мне…
|
|
Домашнее
задание
|
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 48 в рабочей тетради, упражнение 43 в учебнике
|
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
|
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
|
Приложение 1
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Проверка домашнего задания
Предложения:
1. С однородными подлежащими.
В осеннем лесу осинки, берёзки и рябины надели ярко-жёлтые наряды.
2. С однородными сказуемыми.
Жёлтые листья кружатся и падают на землю.
3. С однородными второстепенными членами предложения.
В тёплые страны улетели журавли, грачи, соловьи.
Приложение 3
Работа над словами с непроверяемым написанием
БАГА́Ж - 1. Упакованные для отправки поездом, самолётом или другим транспортом вещи пассажиров. 2. Перен. О запасе знаний. Слово «багаж» пришло к нам из французского языка. Древнескандинавское слово БАГГИ – «узел» французы превратили в БАГ – «пакет». От слова БАГ произвели слово БАГАЖ – «разные тюки с вещами». БАГАЖ – БАГГИ = «узел».
Однокоренные слова: багажник, багажный.
Синонимы: вещи, ноша.
Предложения:
Весь мой багаж составлял маленький чемоданчик.
Мы сдали вещи в багаж.
Приложение 4
Работа по учебнику (упражнение 40)
БагА́ж – 1. Упакованные вещи, которые берёт с собою в дорогу пассажир. 2. Переносное значение (разг.). Знания, опыт, имеющиеся у кого-либо.
Саквоя́ж – дорожная сумка, обычно из кожи или плотной ткани, с запором.
Приложение 5
Тест «Предложения с однородными членами»
1. Выберите правильный ответ. Однородные члены предложения относятся …
а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос;
б) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы;
в) к одному и тому же слову в предложении;
г) к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос.
2. Выберите правильный ответ. Однородные члены предложения связаны …
а) запятыми;
б) только интонацией перечисления;
в) интонацией перечисления или союзами «и», «а», «но»;
г) только союзами «и», «а», «но».
3. Среди данных предложений найдите предложения с однородными членами:
а) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.
б) Совы днём спят, а ночью охотятся.
в) Ветер весело шумит, судно весело бежит.
г) Кожа защищает организм от жары, от холода и от микробов.
4. Отметьте верную концовку правила. Между однородными членами предложения …
а) запятая не ставится, если они связаны одиночным союзом «и»;
б) запятая ставится, если они связаны союзом «и»;
в) перед союзами «а», «но» запятая ставится;
г) перед союзами «а», «но» запятая не ставится.
5. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится запятая:
а) Зимой земля отдыхает __ а весной расцветает.
б) Белка запасает на зиму грибы __ и орехи.
в) Мы побывали в музее __ театре __ на выставке.
г) Поднялся сильный ветер __ но не разогнал тучи.
Ключ.
1 – г.
2 – в.
3 – а, б, г.
4 – а, в.
5 – а, в, г.
Приложение 6
Работа в тетради
Задание 45.
Проверочные слова: прибежала – бег, выставил – ставит, головку – голову, схватила – схватит, понесла – нёс, кричит – крик.
Предложение и словосочетания:
Прибежала к избушке лиса, села под окошко и запела песенку.
Прибежала (куда?) к избушке, села (куда?) под окошко, запела (что?) песенку.
Задание 46.
Идут, идут, а с места не сойдут. (Часы.)
Сверкает, мигает и огненные стрелы пускает. (Молния.)
Бородой трясёт, лыко дерёт, но лаптей не плетёт. (Козёл.)
Задание 47.
Утро наступило пасмурное, но тёплое.
Огонёк ярко вспыхнул и потух.
Учение и труд рядом живут.
Кувшинка свои лепестки раскрывает утром, а закрывает вечером.
|